ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН В ТРЕТЬЯКОВКЕ

0

Взгляд современного искусствоведа на знаменитую икону, написанную шесть веков назад

От преподобного Андрея Рублева не осталось ни одной подписанной иконы. Датировка его творений приблизительна. Очевидно, после 1408 г. написан прозванный звенигородским полуфигурный деисусный чин. От него до нас дошли три иконы – Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла. Все они обретены в 1918 году в сарае близ Успенского собора на Городке, что в Звенигороде, и входили в состав чина, предположительно включавшего иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила и апостола Петра.

Все сохранившиеся иконы удивительны. Большие доски, крупные полуфигуры, размером более натуральной величины. Лик Спасителя уменьшен, отнесен чуть глубже по сравнению с Архангелом Михаилом и апостолом Павлом. Красочный слой на его образе сохранился хуже, чем на других иконах, но то, что время сохранило, достойно изумления.

Взгляд с иконы прямо на молящегося, внимательный, проникновенный, долготерпеливый. Линии рисунка текут, круглятся; золотые фоны утрачены, но предполагаются на деревянной доске. Краски нежны, прозрачны, синий цвет одежды удивительно мягок. Весь облик источает любовь, византийской суровости нет и следа. Лик полон величия, ясности, строгости, внутренней чистоты, непреходящей любви. Рублев погружает нас в Первообраз настолько, насколько это возможно грешному смертному человеку.

Пространство Рублева – наполненная всеобъемлющая сфера. В этом его отличие от Феофана Грека и Дионисия. Если у Феофана пространство плоское (резкое, грозное, порывистое, византийски-суровое), у Дионисия оно вибрирует в плоскости долгих удивительно чистых протяжных тел. Мир Рублева расширяется во все пределы от некоей извечной точки, покрывает и объемлет все сущее.

Борис Швырев

Иконы Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла из Деисусного чина (Звенигородского), написанные преподобным Андреем Рублевым находятся в Государственной Третьяковской Галерее в зале №60. Лаврушинский переулок, 10.

Биографическая справка. Сведений о жизни прп. Андрея Рублева сохранилось мало. В 1405 г. участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. В летописи Рублев именуется чернецом, где и когда он принял постриг – неизвестно. Однако, несомненна его тесная связь с духовным подвижничеством прп. Сергия Радонежского. Именно в похвалу прп. Сергию после 1410 г. Рублев создает икону Пресвятой Троицы. В 1408 г. вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире. В 1420-е гг. участвовал в украшении Троицкого собора, был иноком Троицкого монастыря, затем Спасо-Андроникова, где и скончался около 1427–1430 гг.

Поделиться

Комментирование закрыто