ЗВОНАРИ РИСУЮТ ЗВУКАМИ

0

На фестивале в Даниловом монастыре москвичи услышали лучшие колокольные композиции

На VII фестиваль русских звонов «Даниловские колокола» я немного опаздывала. Выйдя из метро, прислушалась. В воздухе было разлито молчание… Неожиданно в просвете между домами, высоко за облаками, соткалось отдаленное «бо-о-м». Так птица вылетает из гнезда и, покружив, спускается обратно. Ближе к монастырской стене стали слышны праздничные трезвоны, а когда заходила во Святые врата, пиршество звука буквально накрыло, захватило в свой круговорот. Разливался океан, и плыли в нем – череда за чередой – расписные корабли. Я стояла на берегу и могла лишь наблюдать, как исчезают белые паруса восходящих звуков на горизонте.

img_1338

Позже узнала: это был Вологодский звон. Наверное, один из самых красивых по своей устремленной вдаль светлой печали.

Праздничный звон Никольского храма (Красноярск) похож на дворец с длинной парадной анфиладой. За деревянными расписными дверями открывается просторная комната. И вновь дверь распахивается сама собой – и новая комната. Теплые, радостные звуки, как резной петушок на высокой башенке – в красных сапожках и с золотым гребешком.

Боровицкий звон (Москва) тоже весел, но по-иному. Хоровод движется все быстрее и быстрее, мелькают лица, косы, яркие платочки. Но что такое? Мгновение – и хоровод уже за облаками… Кружится, летит, смеется.

img_1348

Никольский звон (Новосибирск) рассказал длинную былину. В разлив этой мелодии укладывается почти любой сюжет. В изменении ритмического рисунка прослеживаются некоторые «узлы». Мы куда-то бредем вдаль по большой дороге; только ветер в травах шумит. Глухо, покорно. В какой-то момент перестаешь различать: где начало пути, где конец. Куда мы идем, откуда и зачем? Ждешь кульминации, которая разрешит это томление души, колыхание трав. Должны ведь быть какие-то точки, ориентиры. Но… нет. Стихает последний «бом», и ты вдруг понимаешь, что остался совершенно один. Незаметно вышел в бесконечность, за границы физического пространства и времени.

img_1355

Разгонный звон (Ростов Великий) свидетельствует: в мироздании нет пустоты. Все до малейшей впадинки заполнено жизнью. Звон колоколов – везде и во всем. Нырнув в глубину, вы достанете тяжелые бархатистые раковины низких частот. Полетите над куполами – и там, в лучах солнца, прозрачные капли вскипающих трезвучий маленьких зазвонов.

Воскресный звон (поселок Стеклянный) подобен осеннему листопаду. Единственное отличие: звоны-листочки опадают-опадают, плавно, равномерно… В-ВЕРХ.

img_1353

Рождественский звон (Рига) в своей неспешной равномерности являет нам состояние ожидания. Все еще только будет, все впереди… Плавно колеблется звук: будет, будет, будет. И тут происходит открытие: нет, это не только ожидание, не только предчувствие. Все уже совершилось – здесь и сейчас. Мерное раскачивание обращается в колебание колыбели – между небом и землей, в самом центре мироздания. В маленьком, тесном вифлеемском вертепе…

Конечно же, на фестивале было представлено множество других звонов: Великого Новгорода, Костромы, Ярославля, Санкт-Петербурга… Все композиции разные, неповторимые. Но кое-что их объединяет. Каждый говорит: земля призвана соединиться с небом.

img_1352

На фоне гула огромного благовестника проходит наша жизнь. Чередой меняются события; исчезают поколения и города, зарождаются новые сюжеты, судьбы, имена. А колокол все звучит – вечной вестью весны и Воскресения.

Анастасия Чернова, фото автора и Владимира Ходакова

Опубликовано: №18 (607) сентябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто