АКИ ЕДИН КАМЕНЬ

0

Премьера рубрики

Мы начинаем серию материалов об архитектурных особенностях и декоративном убранстве столичных храмов разных эпох и стилей. Наш первый рассказ – о церковном зодчестве времен Ивана Третьего. Для стиля этой эпохи характерны мощный лаконичный облик церквей, полное отсутствие или минимальное использование декоративных элементов. Яркий пример – Успенский собор Московского Кремля, древнейший из полностью сохранившихся храмов нашего города.

Успенский собор сооружен в 1475–1479 годах по проекту итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, взявшего за образец Успенский собор во Владимире. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Единство здания подчеркивает равное деление фасадов при помощи лопаток. На гладких стенах собора – узкие окна, напоминающие крепостные бойницы, и аркатурный пояс.

Выстроен из белого камня, с использованием в ряде мест кирпича. «Построено, аки един камень» – так современники отзывались об этом храме. Собор сформировал новый канон в архитектуре, в подражание ему в Москве построены, в частности, соборы Новодевичьего и Новоспасского монастырей.

На протяжении нескольких веков Успенский собор играл в нашем государстве важнейшую роль национального символа. Начиная с Ивана Грозного именно здесь, в главном кафедральном соборе Русской Православной Церкви, венчались на царство все самодержцы.

Одновременно с этим собор является усыпальницей Киевских и Московских митрополитов, Московских Патриархов и некоторых правителей столицы. Последнее захоронение в некрополе Успенского собора датируется 1700 годом.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, собор был разграблен и превращен в конюшню.

Впоследствии из серебра, отбитого у неприятеля, был изготовлен центральный светильник – паникадило, которое украшает интерьер храма по сей день.

В 1917 году в этом храме состоялась интронизация Патриарха Тихона, но уже в следующем, 1918-м, после переезда в Москву советского

правительства, здесь прекратились богослужения. В 1955 году собор был открыт для посещения как музей. С 1990 года здесь по особым дням совершаются богослужения по благословению Святейшего Патриарха.

Словарик

  1. Апсида – примыкающий к основному объему храма алтарный выступ, как правило, ориентированный на восток.
  2. Аркатурный пояс – ряд декоративных ложных арок на фасаде храма.
  3. Барабан световой – цилиндрическая часть храма, служащая основанием для купола и имеющая окна для естественного освещения храма.
  4. Глава – декоративное покрытие над куполом храма, установленное на барабан.
  1. Закомара – полукруглое завершение наружной стены храма.
  2. Лопатка – вертикальный плоский выступ стены.
  3. Наличник – декоративное оформление оконного проема.
  4. Паперть – открытая площадка перед входом в храм.
  5. Перспективный портал – архитектурно оформленный вход в храм, сужающийся уступами и перекрытый рядом уменьшающихся арок.
  6. Подзор – металлические полосы со сквозным узором, окаймляющие свесы кровли храма.
  1. Позакомарное покрытие – криволинейная кровля храма, выполненная по сводам закомар.
  2. Прясло – вертикальная часть фасада храма, разделенная лопатками.

В следующий раз мы расскажем об архитектурных особенностях и декоре собора Покрова на Рву (храма Василия Блаженного)

Денис Петров

Поделиться

Комментирование закрыто