Величайшие православные святыни в храме Живоначальной Троицы в Останкине
В Останкинском пруду отражаются телебашня – тонкая, как бесконечная иголка, и старинная церковь Живоначальной Троицы, построенная в конце XVII века князем Михаилом Черкасским. В ее истории тесно переплетаются прошлое и настоящее. И сегодня у москвичей есть удивительная возможность молиться перед иконами, которые сохранились до наших дней. В храме все подлинное, первозданное. Но некоторые чтимые святыни появились совсем недавно. У них особая история.
Центральный престол
Освящен 3 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Справа от Царских врат находится образ Спасителя – Воскресение Христово, а за ним – Ветхозаветная Троица. Слева от врат – Черниговский образ Богоматери с Младенцем (на меди). Эта икона является одним из списков одноименного чудотворного образа, написанного иноком Черниговского Ильинского монастыря Геннадием в 1658 году.
• Казанская икона Божией Матери передана храму из Останкинского музея творчества крепостных. По свидетельству прихожан, молитва перед этим старинным образом дарует исцеления от болезней и скорую помощь.
• Феодоровская икона Божией Матери сделана по образцу одноименной иконы из Ипатьевского монастыря. В 2012 году на Дмитровскую родительскую субботу Останкинская икона была приложена в Костроме к чудотворной иконе – своему первообразу, а по возвращении торжественно установлена в позолоченный резной деревянный киот.
• Ковчег с мощами собирался на протяжении всей новейшей истории храма. Особое место в нем занимают частицы мощей Оптинских старцев.
• Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», как и некоторые другие почитаемые образы, написана по просьбе прихожан. Перед иконой регулярно читают акафисты.
Северный предел Тихвинской иконы Божией Матери
Освящен в 1683 году, был домашней церковью Черкасских и имел отдельный вход через северное крыльцо.
• Икона святых Царственных Страстотерпцев установлена в храме в августе 2000 года. Написанию иконы предшествовали два случая из жизни прихожан. «Царская семья помогает при нападении преступников, – рассказывает игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятель этого храма. – К одной прихожанке ночью рвались вооруженные бандиты. Милиция не приезжала, и была угроза, что погибнет вся семья. Тогда она стала молиться царской семье и, по милости Божией, осталась невредимой. Второй случай произошел в служебном офисе в середине 1990-х годов. Находившейся там организации угрожали преступные группировки. Царская семья тогда еще не была прославлена, но в офисе висела ее фотография, перед ней руководитель и сотрудники стали молиться. И произошло чудо. Удалось сохранить компанию, а, главное, жизнь всех сотрудников. Они пришли в наш храм и рассказали об этом случае. То, что царская семья помогает в подобных трудных случаях – не случайно и глубоко промыслительно. Ведь они сами пострадали от бандитов, были объявлены вне закона, свергнуты, арестованы и расстреляны… Прошли до конца путь страстотерпцев».
Южный предел святого Александра Свирского
Освящен в 1691 году.
• Икона Грузинской Божьей Матери двусторонняя, на второй стороне изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Эта икона когда-то принадлежала княжне рода Марджанишвили, настоятельнице трех монастырей, схиигумении Фамари. Спустя десятилетия хранителем иконы стал друг семьи – Яков Немсцверидзе. В начале 1990-х годов ему снится сон, в котором Богородица с иконы просит: «Отнеси меня в Останкинскую церковь для покоя». В это время открылся храм Грузинской Православной Церкви на Большой Грузинской улице, и Яков решил отнести икону туда. Трижды собирался, и каждый раз в последний момент возникали препятствия. Одновременно на иконе стала осыпаться и отслаиваться краска. После этого он смирился и, прислушавшись к сказанному, поехал в Останкинский храм. О своем решении никому не говорил, но когда поднялся по лестнице и вошел в церковь, там его встретила незнакомая женщина, которая спросила: «Вы принесли Образ Грузинской Божией Матери? Мне сегодня было видение, что икона пожалует к нам в храм». Еще одно чудо произошло, когда над иконой работал реставратор. Краски сами собой стали двигаться и встали на полагавшиеся места. В 1996 году икона Грузинской Божией Матери благоухала. Оказалось, что именно в это время в Грузии, после долгих лет забвения, открылся Бодбийский женский монастырь, где матушка Фамарь приняла постриг и затем стала игуменьей.
Перед чудотворным образом регулярно читают акафисты и совершают моления.
• Икона всех святых в земле Российской просиявших была написана и установлена в августе 2000 года по просьбе прихожан.
• Икона Святой равноапостольной царицы Елены написана в 2004 году, когда скончалась прихожанка Елена Воропаева. Ее супруг заказал эту икону.
• Икона Святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей также находится в пределе Александра Свирского. Ее передал в девяностых годах заместитель главы останкинского района. Частицу мощей для этого образа благословил выделить архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. «Для нас это были большие вехи, – рассказывает игумен Феофилакт. – Разительные, добрые, благодатные перемены в жизни нашей страны. Не смотря на трудности, появлялось и хорошее. История этого образа – тому пример: икону в храм принес большой чиновник, замглавы управы Останкинского района».
Уникальный иконостас Троицкой церкви:
• Во всей России всего три таких высоких иконостаса, как этот – с десятью чинами.
• В тумбах под иконами местного ряда были помещены образы «еллинских мудрецов», которые святыми никогда не почитались. Иконография этих изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.
За помощь в подготовке материала редакция благодарит игумена Феофилакта (Безукладникова), наместника Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятеля храма Живоначальной Троицы в Останкине, и священника Кирилла Шевцова, и.о. благочинного храма.
Анастасия Чернова