Шедевр нарышкинского барокко
Храм Покрова Божией Матери в Филях – наиболее совершенный пример нарышкинского (часто именуемого также московским) барокко, в котором окончательно оформился новый для той эпохи образ храма.
Церковь построена в 1690–1693 гг. на средства владельца села боярина Льва Нарышкина, дяди Петра I. Как гласит легенда, он дал обет воздвигнуть храм в случае своего спасения во время Стрелецкого бунта в 1682 г. Тогда были убиты старшие братья Нарышкина, а Льву Кирилловичу уцелеть удалось чудом. Близкое родство с царем обеспечило Нарышкину щедрое финансирование постройки и участие в ней лучших мастеров. Благодаря этому церковь Покрова в Филях особо выделяется среди памятников своего круга.
Здесь соблюдены основные каноны церковной архитектуры, а также объединены черты столпообразного храма и храма «иже под колоколы». Основной объем объединяет три характерных для приходских храмов той эпохи основных элемента: колокольню, зимнюю и летнюю церкви.
Поднятый на высоком подклете (в котором находится теплая Покровская церковь) четверик, усложненный по сторонам равновеликими полукружиями апсиды и притворов, завершается тремя уменьшающимися кверху восьмериками. Нижний восьмерик обеспечивает хорошее освещение внутреннего пространства, средний вмещает звонницу, а верхний (барабан) несет небольшую главу. Такие же главы на граненых барабанах завершают апсиду и притворы. Подклет окружен открытым гульбищем на аркаде с тремя лестницами-всходами. Углы четверика и ребра восьмериков, а также пилоны аркады декорированы несущими карнизы белокаменными колонками, над которыми возвышаются покрытые изящной резьбой фигурные гребешки. Форма гребешков повторяется в завершениях колончатых наличников высоких прямоугольных окон подклета и нижнего яруса летнего храма.
Это один из немногих памятников московского барокко, где с минимальными утратами сохранилось первоначальное оформление интерьера – убранство верхнего Спасского храма. Его главное украшение – великолепный девятиярусный барочный иконостас. Убранство нижнего храма относится к ХIX в.
Справка
Церковь закрыта в 1939 г., в 1980 г. стала филиалом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В нижнем Покровском храме с 2000 г. возобновлены богослужения.
Адрес: Новозаводская ул., д. 47.
Досье
Среди сохранившихся в столице других образцов раннего московского барокко – церковь Знамения на Шереметевом дворе, храм Воскресения в Кадашах, церковь Петра и Павла у Яузских ворот, храм Бориса и Глеба в Зюзине, а также церковь Спаса Преображения и колокольня Новодевичьего монастыря.
Словарик
1. Аркада – ряд одинаковых по форме и размеру опирающихся на устои арок.
2. Волюта – архитектурная деталь в виде спиралевидного завитка с кружком.
3. Восьмерик на четверике – тип храма, в котором восьмерик (восьмигранное восьмиугольное в плане сооружение или его часть) поставлен на четверик (четырехгранный в плане объем).
4. Гребешки – украшающие верх стены фигурные завитки. По форме перекликаются с разорванным
фронтоном.5. «Иже под колоколы» – тип храма, в котором ярус звона расположен над основным помещением (нет отдельно стоящей колокольни).
6. Колонка – декоративный столбик.
7. Пилон – несущий аркаду массивный невысокий столб.
8. Пинакль – декоративная башенка остроконечной формы.
9. Подклет – нижний уровень храма.
10. Притвор – пристройка перед входом в храм. Может располагаться с западной, южной и северной сторон церковного здания.
11. Разорванный фронтон – завершение наличника с прерванными скатами.
12. Теплый (зимний) храм – используемый для богослужений в холодное время года отапливаемый храм, в отличие от так называемого холодного (летнего).
13. Ярус звона – используемый в качестве звонницы ярус храма.
Денис Петров