ПРОФЕССИЯ: ИСКУССТВОВЕД

0

Эрудиция, стильные очки и здоровые ноги

Работа в области искусства меня влекла к себе давно. И отнюдь не песенка гангстера Стампа в блестящем исполнении Владимира Басова тому причиной. Выбирая профессию искусствоведа, я хотела проникнуть в тайну творчества, постичь: что же это такое – искусство? И как оно отличается от не-искусства? Как устроен шедевр?

Некоторые думают, что искусствовед – тетка в мешковатой одежде неопределенного цвета, обвешанная, как елка, странными, но забавными украшениями, или дядька непонятного возраста в стильных очках и ярких ботинках. Стоит с умным видом перед картиной и, поправляя очки или гремя браслетами, восклицает: «Посмотрите, как это прекрасно!» Произносит много непонятных слов, научных терминов из области то ли лингвистики, то ли философии, которые демонстрируют уровень эрудиции субъекта и степень погруженности в предмет – в общем, профессионализм.

И это правда. Но далеко не вся.

Прежде всего, профессия искусствоведа основывается на бескорыстной увлеченности предметом. Если вы не готовы сутками напролет созерцать творения человеческого духа: дворцы, соборы, картины, рисунки и пещерную живопись – возможно, стоит подумать о чем-то другом. Здесь, как и в случае с собственно искусством (да и серьезной наукой), следует иметь в виду: работать придется очень много, а результат никто не гарантирует. В идеале любая работа должна приносить радость, но здесь это приобретает особую важность. Ты можешь работать бухгалтером и не быть фанатом цифр (хотя это желательно): цифрам все равно, любят их или нет. Даже если ты проклинаешь балансовый отчет, он может в итоге сойтись. А в нашем деле терпения и настойчивости мало и без любви ничего не выйдет. Ты не можешь уйти с работы и забыть про нее. Она либо всегда с тобой, либо вам не по пути.

МОЙ ПРЕДМЕТ – РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ.
Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОСНОВ ПАЛЕОГРАФИИ, ЕЩЕ МНЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ГРЕЧЕСКИЙ И ЧИТАТЬ НА ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ

Мое ремесло охватывает довольно широкий спектр деятельности, подразумевающий владение навыками галериста или художественного критика, с одной стороны, и скромного музейного хранителя – специалиста по русской иконе или японской гравюре – с другой. Музейное дело – одна из самых древних сфер приложения деятельности искусствоведа. Собиратели прекрасного во все времена руководствовались не только собственным вкусом, предпочитая узнавать мнения людей сведущих. Поэтому искусствовед должен владеть материалом, то есть знать очень много произведений, уметь различать их. Кроме того, ему очень полезно разбираться в истории и литературе.

Если речь идет об искусстве современном, помогут личные знакомства с художниками. Можно попробовать разобрать произведение по косточкам и увидеть то, чего художник и не думал в него вкладывать (ведь процесс творения таинственен), и все равно в нем, особенно если это шедевр, останется загадка. Можно написать десять пейзажей, и один из них станет шедевром, а остальные не будут стоить доброго слова. Или несколько будут просто хороши, а остальные – так себе. Не помешают и знания в области психологии: есть даже отдельное направление «психология искусства».

В идеале искусствовед должен знать и свой материал, и литературу, а также быть сведущим в смежных дисциплинах. Например, мой предмет – русская иконопись. Я не просто владею своим материалом и слежу за литературой, я должна знать византийское искусство, искусство Балканских стран, западноевропейское средневековое искусство (или ренессансное, или даже барочное, в зависимости от времени написания иконы). Я не могу обойтись без основ палеографии, иначе я просто не прочту надписи на иконе. Еще мне полезно знать греческий и читать на европейских языках (кто занимается японской гравюрой, тот, соответственно, учит японский, причем обе азбуки в различных вариациях). Кроме того, полезно разбираться в технике созидания иконы: как она пишется, на чем. Чтобы верно датировать икону, неплохо бы знать историю ее бытования: из какого храма она происходит или кто ею владел, поновлялась или нет.
И наконец, искусствоведу обязательно нужны здоровые ноги, чтобы без устали передвигаться по городам и музейным залам.

Юлия Бузыкина, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля
Опубликовано: №10 (623) май, 2017 г.

Поделиться

Комментирование закрыто